После небольшой остановки в городе ЛИДА (ссылка на предыдущий пост) мы приехали в Гродно.
Гродно — один из старейших городов Беларуси. Его история насчитывает более 800 лет. Уже во времена Древней Руси город стал ее важным бастионом на северо-западном рубеже. С этим связывают и происхождение самого названия города, возникшего от слова "городить". В древних летописях он упоминает часто под именем Городно или Городень.
Богат город архитектурными ансамблями разных эпох и стилей. Этим Гродно сильно выделяется из тех городов Беларуси, что мне удалось посетить. Это культурное наследие удивительно сохранилось в Гродно (не смотря на войны и годы советской власти).
Въехав в центр города первым нас встретил и приятно поразил Фарный (бывший иезуитский) костел.
Это памятник архитектуры 17-18 веков. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал в центральной части города.
В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и ряд хозяйственных помещений. Трехнефный план костела имеет размеры 30х60 м, высота около 50 м. В пространственной композиции совмещены системы базиликального и крестовокупольного храмов.
Торжествен и пышен интерьер костела. В его убранстве использованы скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придаёт многофигурная композиция в алтаре.
Францисканский костёл является ярким примером стиля барокко. Ещё одним примером стиля барокко в Гродно является Бригитский костёл и монастырь. Построен в первой половине 17 века. Интересен своим угловым расположением на перекрёстке двух улиц города.
Крупнейший архитектурный комплекс города — бернардинский костел и монастырь, 16—18 вв.
Костел — трехнефная, шестистолпная базилика. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с отдельными элементами ренессанса (плоскостное решение со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон, ниш и др.).
Напротив костёла Отыскания святого креста находится Гродненский Драматический театр.
Чуть левее с высоты холма, на котором находится костёл бернардинцев, открывается Гродно за Неманом и Францискианский костёл.
В этот день перед Рождеством очень символично было посещение Монастыря Рождества Богородицы, который был празднично украшен:
Проходя далее по Замковой улице по пути к двум замкам мы встречаем Пожарную башню:
И далее доходим по Замковой улице до Нового и Старого замков.
Замок расположен на высоком и крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки.
Гродненский дворец Нового замка — бывший королевский дворец — построен по проекту дрезденских архитекторов Матеуша Даниеля Пепельмана, Иохима Христиана Яуха и Яна Фредерика Кнобеля.
Дворец расположен по соседству со Старым замком буквой П, с обширным парадным двором и главным корпусом в глубине. Оба замка — Старый и Новый — связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города.
Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Гродно.
Приятно поразил своей ухоженностью парк им. Желибера.
И последнее, что мы успели посмотреть (пора было ехать на званный обед родственников моих белорусских друзей из Минска) – Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы.
Изначально Покровский собор строился как храм-памятник. Строили его и гражданские, и военные специалисты. В то время царское правительство дало указание строить повсюду военные церкви. Предполагалось, что такие храмы будут свидетельствовать о военной мощи России. Проект Покровского собора делался по аналогии с церковью Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе.
В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала. Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах.
По задумке создателей проекта, военный собор был возведён в честь офицеров и солдат 26‑й артиллерийской бригады Гродненского гарнизона, погибших в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. Посвящение собора празднику Покрова также было сделано не случайно. Покров символизировал заступничество Богородицы, её защиту, и кроме того был связан с началом сражения на реке Шахэ, которая унесла много человеческих жизней. Поэтому Гродненский церковно-археологический комитет провёл сбор наград, фотографий и различных документов воинов, погибших в русско-японской войне.На стене собора до сих пор сохранились памятные доски, на которых выбиты имена погибших в русско-японскую войну гродненцев.
Два киота с иконами Богородицы и Иисуса Христа были перенесены сюда из Фары Витовта, которая в это время стала гарнизонным костёлом. Так, постепенно Покровский собор стал центральным православным храмом города. Примечательно, что верующим удалось отстоять храм даже в годы тотальных репрессий. Храм не менял своего назначения, а его внутреннее убранство до сих пор поражает богатством и красотой.
В начале 2012 году завершилась реконструкция старейшего и первого белорусского зоопарка, основанного в 1927 году.
В следующий раз нас ожидает поездка в Мир и Несвиж с их великолепными замками.
Свежие комментарии