На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 280 подписчиков

Свежие комментарии

Почему путеводители бесполезны именно для вас?

Иногда простая точка туристического маршрута заставляет почву под ногами пошатнуться, и мы ощущаем под собой глубину. Глубину истории, тайн и смыслов неизвестного места. И горячо хочется познать её. Чтобы в конечном счёте познать себя. Ведь для чего ещё мы нужны друг другу, такие разные и такие похожие.

Путешествовать модно. Италия летом и Индия зимой, европейские столицы и Чёрное море, Куба, Болгария, Тунис, Таиланд и так далее, вплоть до экзотики на грани экстрима. Это подтверждение состоятельности в жизни и показатель статуса.

Для кого-то новая метка на карте мира — спортивный интерес. И тогда «был в Версале, подпирал на фото Пизанскую башню, заглянул в Квартал красных фонарей» приравнивается к «познал город, страну и культуру». В Англии сыро и дорого, в Германии вкусные сосиски и пиво, а ещё снимают порно, в Японии работают и фотографируют, в Америке Голливуд, биржа и фастфуд, а в Австрии почти также, как в Германии. И хоть россыпью магнитиков на холодильнике никого не удивишь, многие продолжают везти их из местных лавочек, а частенько из аэропортов и дьюти-фри.

Но нередко какой-то город или район просто завораживают. И тогда возникает непреодолимое желание проникнуть в скрытые хранилища этой субъективной terra incognita. Чтобы познать её нравы, вкусы и традиции. Мы будем говорить о городе, ведь чаще всего именно он становится единицей и объектом познания, исследования, погружения. Французский этнограф Марк Оже заметил: «Без воображения город перестает существовать, а без города исчезает воображение».

Целью путешественника становится создание в воображении образа города, сохранение его в памяти и передача нового знания другим. Но насколько уникальным и подробным будет этот образ — зависит от желания и способности видеть каждого из нас. Здесь нам нужны не путеводители, а метафоры. Если, конечно, захотеть. А если нет, всегда можно привезти брелок в виде Эйфелевой башни и ворох фото с пирамидами на ладошке.

Город-память, город-встреча: метафоры, открывающие город по-новому

Любой город как место значимое для людей отмечен следами коллективной истории и миллионами историй индивидуальных. Ландшафт города обычно имеет «сакральные» зоны — исторический центр, места, связанные с символами власти, веры, традиции. В городе память и история укоренены друг в друге: каждый горожанин устанавливает особые отношения с памятниками, носителями глубинных и коллективных исторических свидетельств.

Часто местами памяти становятся не официально признанные в качестве таковых площади, обелиски и здания, а точки концентрации эмоций множества людей: мосты влюблённых, деревья желаний, места трагедий и знаковых событий. Город-память обретает себя в легендах и воспоминаниях о молодости. Он читается в судьбах своих стен и путей, его пересекающих и связующих с миром.

Города обозначены границами, поскольку спланированы по архитектурным правилам, покрыты транспортными и коммуникационными сетями. Но пространственная и временная «пористость» города держит его открытым для следов прошлых и нынешних связей. История, являясь не моментом, а протяжённостью во времени, соединяет и разрозненные пространства, формируя на узловых пересечениях своеобразное «четвёртое измерение».

Город-встреча не таится, и мы начинаем узнавать его, как узнают человеческое существо. От памяти к встрече путь близок, ведь история и воспоминания чаще всего предстают в памяти в человеческом обличье. Город — это пейзаж, небо, свет и тень, движение. Это сенсорное измерение крайне важно для феноменов памяти. Часто определённый запах воскрешает в нашей памяти образы и места, людей и даже настроение.

Мы раз за разом встречаемся с городом, воспринимаем различные его качества, и чувственная симфония воссоздаёт его образ в нашей памяти. Прогулка, наполненная ощущениями, эмоциями и восприятиями, создаёт двусторонний контакт между городом и сознанием. В итоге мы получаем знание, неотделимое от этого процесса взаимодействия.

Метафоры, как бы подробно ни стараться их описать, всё же остаются поэзией, и потому трудноуловимы. Однако достаточно потренироваться и позволить новому знанию течь сквозь себя. Город-память и город-встреча помогают переступить через привычное представление о городе как о замкнутом пространстве. Город пронизан насквозь прошлым и подвержен всевозможным воздействиям пространства, поэтому становится местом для импровизаций и смешений — своеобразным театром жизни.

3043090

Кто такой фланёр?

Чтобы стать зрителем и одновременно соучастником городского бытия, нужно вжиться в роль праздношатающегося и размышляющего прохожего, который намеренно затерялся в ежедневной городской неразберихе и ритмах. Фланёр заинтригован городом и происходящими в нём драмами, ценит тайны и удовольствия городской жизни.

При этом недостаточно просто впитывать впечатления, необходимом обладать и поэтической чувствительностью, и наукой, которую почти невозможно отделить от методологии исследования города. Так, Вальтер Беньямин, путешествуя по Неаполю, Москве и Марселю, был вооружен трансцендентальной спекулятивной философией, позволявшей ему отбирать, упорядочивать и интерпретировать чувственный опыт города. Это были рефлексивные странствия, подразумевавшие особую теорию городской жизни, требовавшую раскрытия мельчайших процессов, протекавших в городе.

Интеллектуальные блуждания не должны романтизировать город, а должны изображать разнообразие уличной жизни, неожиданные опровержения стереотипов. Взгляд рефлексирующего прохожего должен быть наивным, чтобы замечать мельчайшие нюансы городских процессов, но и опытным, чтобы, замечая, связывать их в повествование о городе.

Город, как книга, которую можно перечитывать снова и снова, каждый раз открывать с разных сторон. Если задаться целью и присмотреться — каждый человек увидит в городе нечто особенное, сокровенное, уникальное, обусловленное лишь его жизненным опытом. В городе мы находим то, что мы же в нём и оставили.

Город открывается неспешному рефлексирующему страннику — фланёру, который готов заметить переплетение времени и пространства в его укромных закоулках, на бывших торговых улицах и набережных, ощутить его ритм, отметить те неповторимые мелочи, которыми только это место одаривает своих гостей.

Автор: Мария Короткевич

 

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх